Это одна из заповедей, которые Бог дал всем потомкам Адама, желающим стать частью Его избранного народа. Для каждого, кто стремится быть приведённым к Агнцу и получить прощение грехов.
ЗАПОВЕДЬ ПОМНИТЬ О ЗАПОВЕДЯХ
Заповедь о цицит (tzitzit), данная Богом через Моисея в течение 40 лет странствий, предписывает сынам Израиля, как коренным жителям, так и пришельцам, делать нити (кисти) [Евр. ציצת (tzitzit), ед. ч. кисти, нити, бахрома] на краях своих одежд и вплетать голубую нить в эти кисти. Этот физический символ служит для отличия последователей Бога и является постоянным напоминанием об их идентичности и обязательствах соблюдать Его заповеди. Включение голубой нити, цвета, часто ассоциируемого с небом и божественностью, подчёркивает святость и важность этого напоминания. Эта заповедь предназначена для соблюдения «во все ваши поколения», что указывает на её непреходящий характер и обязательность для выполнения на протяжении всех времён.
И сказал Господь Моисею, говоря:
Скажи сынам Израилевым, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и вплетали голубую нить в кисти на краях; и чтобы, глядя на эти кисти, вы вспоминали все заповеди Господа и исполняли их, и не следовали своему сердцу и своим глазам, за которыми вы блуждаете; чтобы вы вспоминали все Мои заповеди и исполняли их, и были святы перед вашим Богом. (Числа 15:37-40)
ТОЛЬКО ДЛЯ МУЖЧИН ИЛИ ДЛЯ ВСЕХ?
Наиболее распространённый вопрос об этой заповеди заключается в том, применяется ли она только к мужчинам или ко всем. Проблема заключается в том, что в еврейском тексте используется термин בני ישראל (Бней Исраэль), что означает «сыны Израиля» (в мужском роде). Однако в других местах, где Бог даёт указания всему народу, используется выражение כל-קהל ישראל (коль-кахаль Исраэль), которое переводится как «всё собрание Израиля» и явно охватывает всю общину (см. Иисус Навин 8:35; Второзаконие 31:11; 2 Паралипоменон 34:23).
Хотя некоторые современные еврейские женщины и мессианские язычники украшают свою одежду так называемыми tzitzit, в действительности у нас нет никаких указаний на то, что эта заповедь распространялась на оба пола.
Что касается способа ношения, tzitzit должны быть прикреплены к одежде: две кисти спереди и две сзади, за исключением времени купания (что очевидно). Некоторые считают ношение во время сна необязательным. Те, кто не носит tzitzit во время сна, исходят из того, что его функция — быть визуальным напоминанием, а во сне он эту функцию выполнять не может.
Произношение слова «tzitzit» — [цитцит]; во множественном числе — «tzitzitot» ([цитциот]) или просто «tzitzits».
ЦВЕТ НИТЕЙ
Важно отметить, что в данном отрывке не указывается точный оттенок синей (или пурпурной) нити. В современном иудаизме многие предпочитают не использовать синюю нить, аргументируя это тем, что точный оттенок неизвестен, и поэтому они решили использовать только белые нити в своих цицит. Однако, если бы конкретный оттенок был принципиально важен, Бог, несомненно, дал бы чёткие указания. Суть заповеди заключается в послушании и постоянном напоминании о Божьих заповедях, а не в точном оттенке цвета.
Многие также верят, что синяя нить символизирует Мессию, но у нас нет твёрдого основания для такого понимания, хотя эта идея кажется привлекательной. Некоторые пользуются тем, что в заповеди не указано, какого цвета должны быть остальные нити, кроме одной синей, чтобы создавать цицит с множеством цветов и узоров. Это не рекомендуется, так как такая свобода в обращении с Божьими заповедями не несёт ничего положительного.
В библейские времена окрашивание нитей было дорогостоящим, и почти наверняка оригинальные цицит были натурального цвета шерсти, взятой от овец, коз или верблюдов, вероятно, в диапазоне от белого до бежевого. Мы предлагаем придерживаться этих цветов.
КОЛИЧЕСТВО НИТЕЙ
В Писании не указано, сколько нитей должно быть в каждом цицит. Единственное требование — чтобы одна из нитей была синей. В современном иудаизме цицит обычно делают из четырёх нитей, сложенных пополам, чтобы образовать восемь нитей в каждом цицит. Также добавляются узлы, которые считаются обязательными. Однако это количество в восемь нитей и узлы — это раввинистическая традиция, не имеющая основания в Писании.
Сделайте свой собственный цицит согласно заповеди в Числах 15:37-40. Скачать PDF |
В нашем случае мы предлагаем использовать пять или десять нитей в каждом цицит. Мы выбрали эти числа, поскольку, если Господь сказал, что функция цицит — напоминать о Его заповедях, то количество нитей, равное числу десяти заповедей, выглядит символически уместным. Не потому, что у Господа есть только десять заповедей, но потому, что две скрижали с десятью заповедями из Исхода 20 всегда считались символом всего Закона Божьего.
Таким образом, можно использовать десять нитей или пять в каждом цицит, следуя этому символизму. Если взять десять нитей, это будет отражать десять заповедей в каждом цицит, если пять, то это будет представление пяти заповедей на каждую скрижаль, хотя никто не знает, действительно ли было по пять на каждой. Более того, многие предполагают (без доказательств), что на одной скрижали были четыре заповеди, связанные с нашим отношением к Богу, а на другой — шесть заповедей, связанных с нашим отношением к ближнему.
Однако, что касается количества нитей в каждом цицит, числа пять или десять, которые мы упомянули, — это лишь предложения, так как Бог не передал эту информацию Моисею.
«ЧТОБЫ, ГЛЯДЯ НА НИХ, ВЫ ВСПОМИНАЛИ»
Цицит с синей нитью служит визуальным инструментом, помогающим слугам Божьим помнить и исполнять все Его заповеди. Этот стих подчёркивает важность не следовать желаниям сердца или глазам, которые могут привести к греху. Вместо этого последователи Бога должны сосредотачиваться на повиновении Его заповедям. Этот принцип является вне времён и относится как к древним израильтянам, так и к современным христианам, которых призывают оставаться верными Божьим заповедям и избегать искушений мира.
Всякий раз, когда Бог предупреждает нас о необходимости помнить что-то, это потому, что Он прекрасно знает, как легко мы можем забыть. Это «забвение» означает не только утрату памяти о заповедях, но и то, что, когда мы собираемся согрешить, взглянув вниз и увидев цицитот, мы вспоминаем, что существует Бог, и что этот Бог дал нам заповеди, невыполнение которых повлечёт за собой последствия. В этом смысле цицит служат барьером против греха.
«ВСЕ МОИ ЗАПОВЕДИ»
Соблюдение всех Божьих заповедей является основой для поддержания святости и верности Ему. Цицит на одежде служат осязаемым символом, напоминающим слугам Божьим о необходимости вести святую и послушную жизнь. Быть святым, отделённым для Бога, — это центральная тема всей Библии, и данная заповедь является одним из средств, с помощью которых слуги Божьи могут осознавать свою ответственность за повиновение.
Важно обратить внимание на использование существительного כֹּל (все), которое подчёркивает важность соблюдения не только некоторых заповедей, как это происходит практически во всех церквях мира, но всего «пакета» заповедей, данных нам. Помним, что заповеди Божьи — это фактически инструкции, которые следует выполнять верно, если мы хотим угодить Ему, чтобы таким образом быть приведёнными к Иисусу и получить прощение грехов через Его искупительную жертву.
Иисус ясно дал понять, что процесс, ведущий к спасению, начинается с того, что человек угождает Отцу своим поведением (Псалом 18:22-24). После того как Отец исследует сердце человека и подтвердит его стремление к повиновению, Святой Дух направляет этого человека к соблюдению всех Его святых заповедей. Затем Отец приводит этого человека к Иисусу, или, говоря иначе, «дарит» его Иисусу:
«Никто не может прийти ко Мне, если Отец, Который послал Меня, не привлечёт его; и Я воскрешу его в последний день.» (Иоанна 6:44).
И также:
«Вот воля пославшего Меня Отца: чтобы из тех, кого Он дал Мне, Я не потерял никого, но воскресил их в последний день.» (Иоанна 6:39).
ИИСУС И КИСТИ
Иисус Христос в Своей жизни продемонстрировал важность соблюдения Божьих заповедей, включая ношение цицит на Своей одежде. Когда мы читаем оригинальный греческий текст [Гр. κράσπεδον (kraspedon) — ед. ч., цицит, кисти, бахрома], мы видим, что именно к ним прикоснулась женщина с кровотечением и была исцелена:
«И вот женщина, которая двенадцать лет страдала от кровотечения, подошла сзади и прикоснулась к кистям Его мантии.» (Матфея 9:20).
А в Евангелии от Марка говорится, что множество людей стремились прикоснуться к цицит Иисуса, зная, что они символизируют мощные заповеди Божьи, которые приносят благословения и исцеления:
«И куда бы Он ни входил — в деревни, города или селения — клали больных на площади и просили Его, чтобы им позволили хотя бы прикоснуться к кистям Его одежды; и все, кто прикасался, исцелялись.» (Марка 6:56).