ПРИЛОЖЕНИЕ 5: СУББОТНИЙ ДЕНЬ И ДНИ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕРКВИ — ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ

Какой день посещать церковь?

Начнём это исследование с самого важного: нет заповеди от Бога, указывающей, в какой день христианин должен посещать церковь, но есть заповедь, определяющая, в какой день он должен отдыхать. Христианин может быть пятидесятником, православным, баптистом, католиком, пресвитерианином или представителем любой другой деноминации, посещая мессы, богослужения и библейские занятия по воскресеньям или в любой другой день. Однако это не освобождает его от обязанности отдыхать в день, установленный Богом — в седьмой день.

Бог никогда не устанавливал, в какой день Его дети на земле должны приходить к Нему для поклонения: ни в субботу, ни в воскресенье, ни в понедельник, вторник и т.д. Любой день, который христианин выбирает для поклонения Богу с молитвами, хвалою и изучением, подходит, будь то в одиночку, с семьёй или в группе. День, когда он собирается с братьями для поклонения Богу, никак не связан с четвёртой заповедью и не имеет отношения к какой-либо другой заповеди, данной Богом Отцом, Сыном и Святым Духом.

Если бы Бог действительно хотел, чтобы в субботу (или воскресенье) Его дети ходили в скинию, храм или церковь, Он, несомненно, упомянул бы этот важный аспект в заповеди. Но, как мы увидим дальше, этого никогда не было. Заповедь гласит только, что мы не должны работать и не должны заставлять работать никого, включая животных, в тот день, который Бог освятил.

ДЛЯ ЧЕГО БОГ ОСВЯТИЛ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ?

Бог упоминает субботу как святой (отделённый, освящённый) день во многих местах Священного Писания, начиная с недели творения.

«И завершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил [ивр. שׁבת (шаббат) гл. остановиться, отдохнуть, прекратить] в седьмой день от всех дел Своих, которые Он делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил [ивр. קדוש (кадош) прил. святой, освящённый, отделённый] его, потому что в этот день почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.» (Бытие 2:2-3).

Здесь, в первом упоминании субботы, Бог устанавливает основу для заповеди, которую позже даст более подробно:

  • Творец отделил этот день от шести предшествующих дней (воскресенье, понедельник, вторник и т.д.);
  • Отдохнул в этот день. Очевидно, что Творцу не нужно отдыхать, поскольку Бог есть Дух (Иоанна 4:24), но Он использовал этот человеческий язык, называемый в теологии антропоморфизмом, чтобы мы поняли, что Он ожидает от Своих детей на земле в седьмой день: отдыхать, на иврите: шаббат.

СУББОТА И ГРЕХ

Факт освящения (или отделения) седьмого дня от остальных дней так рано в истории человечества важен тем, что ясно показывает: желание Творца, чтобы мы отдыхали именно в этот день, не связано с грехом, поскольку на тот момент греха на земле ещё не существовало. Это также указывает на то, что на небесах и на новой земле мы будем продолжать отдыхать в седьмой день.

СУББОТА И ИУДАИЗМ

Мы также видим, что суббота — это не традиция иудаизма, так как Авраам, от которого произошли евреи, появится на сцене лишь спустя несколько веков. Суббота дана для того, чтобы показать Своим истинным детям на земле, как Бог Сам проводит этот день, чтобы мы могли подражать нашему Отцу, так же как это делал Иисус:

«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящим; ибо что творит Он, то и Сын творит также.» (Иоанна 5:19).

ПОДРОБНОСТИ О ЧЕТВЁРТОЙ ЗАПОВЕДИ

В отрывке из книги Бытие, который мы уже рассмотрели, более чем очевидно, что Творец отделил седьмой день от всех остальных и сделал его днём отдыха. Однако до этого момента в Библии Господь не уточнял, что именно человек, созданный за день до этого, должен делать в седьмой день.

Только когда избранный народ начал свой путь к обетованной земле, Бог дал подробные указания относительно седьмого дня. После 400 лет рабства в языческой земле избранный народ нуждался в разъяснении о субботе. Именно тогда Бог Сам написал на каменной скрижали, чтобы все мы поняли, что эти заповеди дал Бог, а не человек. Вот полный текст того, что Бог написал о седьмом дне:

«Помни день субботний [ивр. שׁבת (шаббат) гл. остановиться, отдохнуть, прекратить], чтобы святить [ивр. קדש (кадеш) гл. святить, посвящать] его. Шесть дней работай и делай все дела твои [ивр. מלאכה (мелаха) сущ. работа, занятие]; а седьмой день [ивр. ום השׁביעי (йом ха-шавии) седьмой день] — суббота Господу Богу твоему. Не делай в этот день никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой день почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исход 20:8-11).

ПОЧЕМУ ЗАПОВЕДЬ НАЧИНАЕТСЯ С ГЛАГОЛА «ПОМНИ»?

Тот факт, что Бог начинает заповедь с глагола «помни» [ивр. זכר (закар) гл. помнить, вспоминать], ясно показывает, что отдых в седьмой день не был чем-то новым для Его народа. Однако, из-за их положения рабов в Египте, они не могли соблюдать его с нужной частотой и правильным образом. Также стоит отметить, что эта заповедь, безусловно, является самой детализированной из десяти, переданных народу, занимая треть всех стихов, посвящённых заповедям.

Мы могли бы сказать намного больше об этом отрывке из книги Исход, но я хочу сосредоточиться на главной цели этого исследования, а именно: показать, что Господь ничего не упомянул в четвёртой заповеди о поклонении Богу, о собраниях для пения, молитвы или изучения Писания. Единственное, что Он велел, — помнить, что именно этот день, седьмой, был освящён нашим Творцом, и что в этот день Он отдыхал. Поэтому мы должны поступать так же, как Он.

Заповедь, которую Бог дал нам о том, чтобы отдыхать в седьмой день, настолько серьёзна, что Он расширил её действие на наших гостей (иностранцев), работников (слуг) и даже на животных, чётко указав, что любой вид светской работы в этот день недопустим.

ДЕЛО БОЖЬЕ, ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ДОБРЫЕ ДЕЛА В СУББОТУ

Когда Иисус был с нами, Он разъяснил, что дела, связанные с исполнением Божьей воли на земле (Иоанна 5:17), удовлетворение основных человеческих потребностей, таких как еда (Матфея 12:1), и наши добрые поступки по отношению к ближним (Иоанна 7:23) могут и должны выполняться в седьмой день, не нарушая четвёртую заповедь.

В седьмой день сын, находящийся на земле, отдыхает от своей работы, подражая своему Отцу, Который на небесах. Он также поклоняется Богу и радуется Его закону не только в седьмой день, но и каждый день недели. Сын Божий любит и находит удовольствие в повиновении всему, чему научил его Отец.

«Благословен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь.» (Псалом 1:1-2. См. также: Псалом 39:8; 111:1; 118:11; 118:35; 118:48; 118:72; 118:92; Иов 23:12; Иеремия 15:6; Луки 2:37; 1 Иоанна 5:3).

ОБЕТОВАНИЯ БОГА ТЕМ, КТО СОБЛЮДАЕТ ЧЕТВЁРТУЮ ЗАПОВЕДЬ

Бог через пророка Исаию выразил одно из самых прекрасных обетований в Библии для тех, кто повинуется Ему, соблюдая субботний день как день покоя:

«Если ты удержишь ногу свою ради субботы, чтобы не делать в день Мой святой того, что угодно тебе, если будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, почитаемым, и будешь почитать её, не занимаясь своими делами, не предаваясь своим удовольствиям и не говоря пустых слов, то будешь иметь утешение в Господе; и Я возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего; уста Господни изрекли это.» (Исаия 58:13-14).

БЛАГОСЛОВЕНИЯ СУББОТЫ — ТАКЖЕ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ

Это удивительное обетование связано с седьмым днём и особенно адресовано тем, кто ищет благословений от Бога. Однако Господь через этого же пророка пошёл ещё дальше: Бог ясно показал, что благословения, предназначенные для тех, кто соблюдает седьмой день, не ограничиваются только евреями. Посмотрите, что Творец обещал язычникам:

«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, — всех хранящих субботу от осквернения её и держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в доме молитвы Моей; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моём, ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов.» (Исаия 56:6-7).

СУББОТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦЕРКВЯХ

Послушный христианин, будь то мессианский еврей или язычник, отдыхает в седьмой день, потому что именно этот день, а не какой-либо другой, Господь указал ему как день покоя. Если он хочет взаимодействовать с Богом в группе, поклоняться Ему вместе с братьями и сёстрами во Христе, он может делать это всякий раз, когда есть возможность. Обычно это происходит по воскресеньям, а также по средам или четвергам, когда во многих церквях проходят молитвенные собрания, богослужения, посвящённые изучению доктрин, исцелению и другим темам.

И в библейский период, и в наши дни ортодоксальные евреи посещают синагоги по субботам, потому что это, очевидно, удобнее, так как в этот день они не работают, повинуясь четвёртой заповеди. Сам Иисус регулярно ходил в храм по субботам, но никогда не давал понять, что это связано с четвёртой заповедью, потому что это не так.

Иисус занимался делами Своего Отца все семь дней недели (Иоанна 4:34), а в субботу Он посещал храм, так как именно там можно было найти больше всего людей, нуждающихся в слышании вести о Царстве (Луки 4:16).



Поделитесь этим!