Не все живые существа были созданы для употребления в пищу человеком. Эта истина становится очевидной, если изучить начало человечества в Эдемском саду. Адаму, первому человеку, было поручено ухаживать за садом. Каким был этот сад? Оригинальный еврейский текст не уточняет, но есть веские основания полагать, что это был сад с фруктовыми деревьями:
“И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке… И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи” (Бытие 2:15).
Мы также читаем о роли Адама в том, чтобы давать имена животным и заботиться о них, но нигде в Писании не говорится, что они были “хороши для пищи”, как деревья. Это не означает, что употребление мяса запрещено Богом — если бы это было так, в Писании были бы чёткие указания на этот счёт. Однако из текста видно, что потребление мяса не было частью первоначального рациона человека. Первоначальное обеспечение Бога для человечества, похоже, было полностью растительным, с упором на фрукты и другую растительную пищу.
Различие между чистыми и нечистыми животными
Хотя Бог впоследствии позволил людям убивать и есть животных, были установлены чёткие различия между животными, пригодными для употребления в пищу, и теми, которых следует избегать. Это различие впервые упоминается в указаниях, данных Ною перед потопом: “Возьми с собою всякого скота чистого по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского” (Бытие 7:2).
Тот факт, что Бог не объяснил Ною, как отличить чистых животных от нечистых, предполагает, что такие знания уже были присущи человечеству, возможно, с самого сотворения мира. Это различие можно рассматривать как отражение более широкого божественного порядка и цели, где определённые существа были выделены для особых ролей в природной и духовной системе. По мере раскрытия Писаний это различие становится всё более упорядоченным и подробным, подчёркивая его значимость в заветных отношениях между Богом и Его народом.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСТЫХ ЖИВОТНЫХ
Исходя из того, что произошло до сих пор в повествовании Бытия, мы можем с уверенностью сказать, что до потопа различие между чистыми и нечистыми животными было связано только с их приемлемостью в качестве жертвы. Принесение Авелем в жертву первенца своего стада подчеркивает этот принцип. В еврейском тексте во фразе «первенец стада своего» (מִבְּכֹרוֹת צֹאנוֹ) используется слово «стадо» (צֹאן, tzon), которое обычно относится к мелким домашним животным, таким как овцы и козы. Поэтому вполне вероятно, что Авель принес в жертву ягненка или козленка из своего стада (Бытие 4:3-5).
Аналогичным образом, когда Ной вышел из ковчега, он построил жертвенник и принес Господу жертвы всесожжения, используя чистых животных, которые были особо упомянуты в Божьих инструкциях перед потопом (Бытие 8:20; 7:2). Этот первоначальный акцент на чистых животных для жертвоприношения закладывает основу для понимания их исключительной роли в поклонении и чистоты завета.
Еврейские слова, используемые для описания этих категорий — тахор (טָהוֹר) и таме (טָמֵא) — не являются случайными. Они глубоко связаны с понятиями святости и отделённости для Господа:
- טָמֵא (Таме)
Значение: Нечистый, осквернённый.
Использование: Относится к ритуальной, моральной или физической нечистоте. Часто связано с животными, предметами или действиями, запрещёнными для употребления или поклонения.
Пример: “Но этих не ешьте… они нечисты (таме) для вас” (Левит 11:4). - טָהוֹר (Тахор)
Значение: Чистый, святой.
Использование: Относится к животным, предметам или людям, пригодным для употребления, поклонения или ритуальной деятельности.
Пример: “Различайте между святым и простым, между нечистым и чистым” (Левит 10:10).
Эти термины являются основой божественных законов питания, которые затем подробно изложены в Левит 11 и Второзаконие 14. В этих главах чётко перечислены животные, которые считаются чистыми (разрешёнными для пищи), и нечистыми (запрещёнными для употребления), что обеспечивает святость и отделённость народа Божьего.
Божьи предостережения против употребления нечистого мяса
На протяжении всего Танаха (Ветхого Завета) Бог неоднократно предостерегал Свой народ от нарушения Его пищевых законов. В нескольких отрывках конкретно осуждается употребление нечистых животных, подчёркивая, что такая практика расценивалась как восстание против Божьих заповедей:
“Народ, который постоянно раздражает Меня в лицо Моё… едят свиное мясо и варево из нечистого в сосудах своих” (Исаия 65:3-4).
“Те, которые освящают и очищают себя в рощах… едят мясо свиное и мерзость, и мышей — все погибнут, говорит Господь” (Исаия 66:17).
Эти упрёки показывают, что употребление нечистого мяса — это не просто вопрос диеты, а моральный и духовный провал. Этот акт ассоциируется с непослушанием Божьим заповедям. Участвуя в практиках, явно запрещённых Богом, люди демонстрируют пренебрежение святостью и послушанием.
ИИСУС И НЕЧИСТОЕ МЯСО
С приходом Иисуса, ростом христианства и появлением Нового Завета многие начали задаваться вопросом, действительно ли Богу больше не важна послушность Его законам, включая правила о нечистой пище. На самом деле практически весь христианский мир ест всё, что пожелает.
Однако в Ветхом Завете нет ни одной пророческой строки, утверждающей, что Мессия отменит закон о нечистой пище или любой другой закон Своего Отца (как некоторые утверждают). Иисус явно соблюдал все постановления Отца, включая этот вопрос. Если бы Иисус ел свинину, как мы знаем, что он ел рыбу (Луки 24:41–43) и агнца (Матфея 26:17–30), это было бы чётким примером для подражания. Однако мы знаем, что этого не было. У нас нет ни одного указания на то, что Иисус и Его ученики нарушали эти заповеди, данные Богом через пророков.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ АРГУМЕНТОВ
ЛОЖНЫЙ АРГУМЕНТ: “Иисус объявил все продукты чистыми.”
ИСТИНА: Марк 7:1–23 часто приводится как доказательство того, что Иисус отменил законы о нечистой пище. Однако тщательное изучение текста показывает, что это толкование не имеет под собой оснований. Часто ошибочно цитируют следующий стих:
“‘Ибо не входит в сердце его, но в чрево, и выходит вон.’ Таким образом Он объявил всю пищу чистой” (Марк 7:19).
КОНТЕКСТ: ЭТО НЕ О ЧИСТОМ И НЕЧИСТОМ МЯСЕ
Прежде всего, контекст этого отрывка не имеет отношения к чистому или нечистому мясу, как описано в Левите 11. Вместо этого он сосредоточен на споре между Иисусом и фарисеями о еврейской традиции, не связанной с диетическими законами. Фарисеи и книжники заметили, что ученики Иисуса не выполняли ритуального омовения рук перед едой, известного на иврите как нетилат ядаим (נטילת ידיים). Этот ритуал включает омовение рук с благословением и является традиционной практикой, соблюдаемой еврейской общиной и по сей день, особенно среди ортодоксов.
Фарисеев беспокоил не закон Божий о диетических ограничениях, а соблюдение этой человеческой традиции. Они считали, что неспособность учеников совершить этот ритуал была нарушением их обычаев, что приравнивалось к нечистоте.
ОТВЕТ ИИСУСА: СЕРДЦЕ ВАЖНЕЕ
Иисус проводит большую часть 7-й главы Евангелия от Марка, объясняя, что истинное осквернение человека происходит не из-за внешних обрядов или традиций, а из-за состояния сердца. Он подчёркивает, что духовная нечистота исходит изнутри, из греховных мыслей и поступков, а не из-за несоблюдения ритуалов.
Когда Иисус объясняет, что пища не оскверняет человека, потому что она входит в пищеварительную систему, а не в сердце, Он говорит не о законах о пище, а о традиции ритуального омовения рук. Его акцент направлен на внутреннюю чистоту, а не на внешние обряды.
ПОДРОБНЫЙ АНАЛИЗ МАРКА 7:19
Марка 7:19 часто понимают неправильно из-за несуществующего пояснения, которое издатели Библии вставили в текст: “Этим Он объявил всю пищу чистой”. В греческом тексте это предложение звучит следующим образом: “οτι ουκ εισπορευεται αυτου εις την καρδιαν αλλ εις την κοιλιαν και εις τον αφεδρωνα εκπορευεται καθαριζον παντα τα βρωματα”, что в буквальном переводе означает: “Ибо она входит не в сердце, а в желудок, и выходит в уборную, очищая всю пищу”. ”
Читать: “выходит в уборную, очищая всю пищу” и переводить это так: “Этим он объявил всю пищу чистой” – это вопиющая попытка манипулировать текстом, чтобы соответствовать общему предубеждению против Закона Божьего в семинариях и у продавцов Библии.
Более логично то, что все предложение – это описание Иисусом процесса принятия пищи на повседневном языке того времени. Пищеварительная система заглатывает пищу, извлекает питательные вещества и полезные компоненты, необходимые организму (чистая часть), а затем выбрасывает остальное в виде отходов. Фраза “очистить всю пищу”, вероятно, относится к этому естественному процессу отделения полезных питательных веществ от того, что будет выброшено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭТОМУ ЛОЖНОМУ АРГУМЕНТУ
Марк 7:1-23 не говорит об отмене диетических законов Божьих, а касается осуждения человеческих традиций, которые придают внешним ритуалам большее значение, чем вопросам сердца. Иисус учил, что истинное осквернение исходит изнутри, а не от несоблюдения обрядового омовения рук. Утверждение, что “Иисус объявил всю пищу чистой”, является ошибочным толкованием текста, основанным на предвзятости против вечных законов Божьих. Внимательное изучение контекста и оригинального языка ясно показывает, что Иисус поддерживал учение Торы и не отвергал пищевые законы, данные Богом.
ЛОЖНЫЙ АРГУМЕНТ: “В видении Бог сказал апостолу Петру, что теперь мы можем есть мясо любого животного.”
ИСТИНА: Многие ссылаются на видение Петра в Деяниях 10 как на доказательство того, что Бог отменил пищевые законы, касающиеся нечистых животных. Однако более тщательное изучение контекста и цели этого видения показывает, что оно не имело никакого отношения к отмене законов о чистой и нечистой пище. Цель видения заключалась в том, чтобы научить Петра принимать язычников в народ Божий, а не изменять данные Богом диетические указания.
ВИДЕНИЕ ПЕТРА И ЕГО ЦЕЛЬ
В Деяниях 10 Петр видит видение, в котором с неба спускается полотно с разными животными, как чистыми, так и нечистыми, и звучит повеление: “Заколи и ешь”. Реакция Петра была однозначной:
“Никак, Господи! Ибо я никогда не ел ничего скверного или нечистого” (Деяния 10:14).
Эта реакция важна по нескольким причинам:
- Послушание Петра диетическим законам
Это видение произошло после вознесения Иисуса и излияния Святого Духа в день Пятидесятницы. Если бы Иисус отменил пищевые законы во время Своего служения, Петр, будучи близким учеником Иисуса, знал бы об этом и не стал бы так решительно возражать. Тот факт, что Петр отказался есть нечистых животных, показывает, что он продолжал соблюдать пищевые законы и не знал, что они были отменены. - Истинное послание видения
Видение повторилось трижды, что подчеркивает его важность, но истинный смысл становится ясен всего несколькими стихами позже, когда Петр посещает дом Корнилия, язычника. Сам Петр объясняет значение видения:
“Бог показал мне, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым” (Деяния 10:28).
Видение не имело отношения к пище, но было символическим посланием. Бог использовал образы чистых и нечистых животных, чтобы научить Петра, что барьеры между евреями и язычниками разрушены, и язычники теперь могут быть приняты в заветное сообщество Божьего народа.
ЛОГИЧЕСКИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ АРГУМЕНТА ОБ ОТМЕНЕ ПИЩЕВОГО ЗАКОНА
Утверждение, что видение Петра отменило диетические законы, игнорирует несколько ключевых моментов:
- Первоначальное сопротивление Петра
Если бы диетические законы уже были отменены, возражения Петра не имели бы смысла. Его слова отражают его продолжение соблюдения этих законов даже спустя годы следования за Иисусом. - Отсутствие доказательств отмены в Писании
Нигде в Деяниях 10 не говорится, что диетические законы были отменены. В центре внимания находится принятие язычников, а не переопределение понятий чистой и нечистой пищи. - Символизм видения
Цель видения становится очевидной при его применении. Когда Петр понимает, что Бог не лицеприятен, но принимает людей из каждого народа, кто боится Его и поступает праведно (Деяния 10:34-35), становится ясно, что видение касалось разрушения предрассудков, а не диетических правил. - Противоречия в интерпретации
Если бы видение касалось отмены диетических законов, это противоречило бы более широкому контексту Деяний, где евреи-христиане, включая Петра, продолжали соблюдать указания Торы. Кроме того, видение утратило бы свою символическую силу, если бы его толковали буквально, поскольку оно тогда касалось бы только диетических практик, а не более важного вопроса принятия язычников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭТОМУ ЛОЖНОМУ АРГУМЕНТУ
Видение Петра в Деяниях 10 касалось не пищи, а людей. Бог использовал образы чистых и нечистых животных, чтобы передать более глубокую духовную истину: Евангелие предназначено для всех народов, и язычники больше не должны считаться нечистыми или исключёнными из народа Божьего. Толковать это видение как отмену диетических законов — значит неправильно понимать как контекст, так и цель данного отрывка.
Диетические указания, данные Богом в Левите 11, остаются неизменными и не были предметом этого видения. Действия и объяснения самого Петра подтверждают это. Истинное послание видения заключается в разрушении барьеров между людьми, а не в изменении вечных законов Божьих.
ЛОЖНЫЙ АРГУМЕНТ: “Иерусалимский собор решил, что язычники могут есть всё, если оно не задушено и не содержит крови.”
ИСТИНА: Иерусалимский собор (Деяния 15) часто неправильно истолковывается, утверждая, что язычникам было разрешено игнорировать большинство заповедей Бога и соблюдать только четыре основных требования. Однако более внимательное изучение показывает, что этот собор не касался отмены законов Божьих для язычников, а скорее упрощал их первоначальное участие в мессианских еврейских общинах.
О ЧЁМ ШЛА РЕЧЬ НА ИЕРУСАЛИМСКОМ СОБОРЕ?
Основной вопрос, рассмотренный на соборе, заключался в том, должны ли язычники полностью соблюдать всю Тору, включая обрезание, прежде чем им будет позволено услышать Евангелие и участвовать во встречах первых мессианских общин.
На протяжении веков еврейская традиция утверждала, что язычники должны полностью соблюдать Тору, включая такие практики, как обрезание, соблюдение субботы, диетические законы и другие заповеди, прежде чем евреи могли свободно взаимодействовать с ними (см. Матфея 10:5-6; Иоанна 4:9; Деяния 10:28). Решение собора стало поворотным моментом, признав, что язычники могли начать свой путь веры без немедленного соблюдения всех этих законов.
ЧЕТЫРЕ НАЧАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ГАРМОНИИ
Собор постановил, что язычники могут посещать собрания в их нынешнем состоянии, при условии, что они избегают следующих практик (Деяния 15:20):
- Пищи, осквернённой идолами: Избегать потребления пищи, принесённой в жертву идолам, так как идолопоклонство было глубоко оскорбительно для еврейских верующих.
- Сексуальной аморальности: Воздерживаться от половых грехов, которые были распространены в языческих практиках.
- Мяса задушенных животных: Избегать употребления мяса животных, убитых неправильным образом, так как в них остаётся кровь, что запрещено диетическими законами Бога.
- Крови: Избегать употребления крови, что запрещено Торой (Левит 17:10-12).
Эти требования не были кратким перечнем всех законов, которые язычники должны были соблюдать. Они служили отправной точкой для обеспечения мира и единства между еврейскими и языческими верующими в смешанных общинах.
ЧТО ЭТО РЕШЕНИЕ НЕ ОЗНАЧАЛО
Абсурдно утверждать, что эти четыре требования были единственными законами, которые язычники должны были соблюдать, чтобы угодить Богу и получить спасение.
- Могли ли язычники нарушать Десять заповедей?
- Могли ли они поклоняться другим богам, использовать имя Бога напрасно, красть или убивать? Конечно же, нет. Такое заключение противоречило бы всему, что Писание учит о Божьих ожиданиях праведности.
- Начальная точка, а не конечный пункт:
- Собор решал насущную потребность позволить язычникам участвовать в мессианских еврейских собраниях. Предполагалось, что со временем они будут расти в знании и послушании.
ДЕЯНИЯ 15:21 ПРОЛИВАЮТ СВЕТ
Решение собора поясняется в Деяниях 15:21:
“Ибо закон Моисея издавна по всем городам проповедуется и читается в синагогах каждую субботу.”
Этот стих демонстрирует, что язычники продолжали бы изучать Божьи законы, посещая синагоги и слушая Тору. Собор не отменял Божьих заповедей, а устанавливал практический подход, чтобы язычники могли начать свой путь веры без перегрузки их новыми обязанностями.
КОНТЕКСТ УЧЕНИЙ ИИСУСА
Сам Иисус подчёркивал важность соблюдения заповедей Божьих. Например, в Матфея 19:17 и Луки 11:28, а также во всей Нагорной проповеди (Матфея 5-7), Иисус утверждал необходимость следовать Божьим законам, таким как запрет на убийство, прелюбодеяние, любовь к ближним и многим другим. Эти принципы были фундаментальными и не могли быть отвергнуты апостолами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭТОМУ ЛОЖНОМУ АРГУМЕНТУ
Иерусалимский собор не утверждал, что язычники могут есть что угодно или игнорировать Божьи заповеди. Он решал конкретный вопрос: как язычники могли начать участвовать в мессианских общинах без немедленного принятия всех аспектов Торы. Четыре требования были практическими мерами для обеспечения гармонии в смешанных еврейско-языческих общинах.
Ожидание было ясным: язычники со временем будут углублять своё понимание Божьих законов через учение Торы, которое читалось в синагогах каждую субботу. Утверждать обратное — значит неправильно представлять цель собора и игнорировать более широкое учение Писания.
ЛОЖНЫЙ АРГУМЕНТ: “Апостол Павел учил, что Христос отменил необходимость соблюдать Божьи законы для спасения.”
ИСТИНА: Многие христианские лидеры, если не большинство, неправильно утверждают, что апостол Павел был противником Божьего Закона и учил обращённых из язычников пренебрегать Его заповедями. Некоторые даже предполагают, что соблюдение Божьих законов может угрожать спасению. Такое толкование привело к значительной теологической путанице.
Учёные, которые не согласны с этой точкой зрения, приложили огромные усилия, чтобы разрешить противоречия вокруг учений Павла, пытаясь доказать, что его учения были неправильно поняты или вырваны из контекста в отношении Закона и спасения. Однако наше служение придерживается другой позиции.
ПОЧЕМУ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ПАВЛА — НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
Мы считаем ненужным — и даже оскорбительным для Господа — прилагать усилия, чтобы объяснять отношение Павла к Закону. Такое поведение возвышает Павла, простого человека, до статуса равного или даже превосходящего пророков Божьих и Самого Иисуса.
Вместо этого правильный богословский подход заключается в том, чтобы исследовать, предсказывали ли Писания до Павла или одобряли идею, что кто-то придёт после Иисуса с посланием об отмене Божьих законов. Если бы существовало такое важное пророчество, у нас были бы основания принять учения Павла по этому вопросу как божественно санкционированные, и было бы логично сделать всё возможное, чтобы понять и жить согласно им.
ОТСУТСТВИЕ ПРОРОЧЕСТВ О ПАВЛЕ
На самом деле, в Писаниях нет пророчеств о Павле — или каком-либо другом человеке, — который принёс бы послание об отмене Божьих законов. Единственные личности, явно предсказанные в Ветхом Завете и появляющиеся в Новом Завете, это:
- Иоанн Креститель: Его роль как предшественника Мессии была предсказана и подтверждена Иисусом (например, Исаия 40:3, Малахия 4:5-6, Матфея 11:14).
- Иуда Искариот: Косвенные упоминания можно найти в таких местах, как Псалмы 40:9 и Псалмы 68:25.
- Иосиф из Аримафеи: Исаия 53:9 косвенно указывает на него как на того, кто предоставил погребение для Иисуса.
За пределами этих личностей никаких пророчеств о ком-либо — тем более о человеке из Тарса — с миссией отменить Божьи заповеди или учить, что язычники могут быть спасены без послушания Его вечным законам, не существует.
ЧТО ПРОРОЧЕСТВОВАЛ ИИСУС О ПОСЛЕВОЗНЕСЕНСКОМ ВРЕМЕНИ
Иисус сделал множество пророчеств о том, что произойдёт после Его земного служения, включая:
- Разрушение Храма (Матфея 24:2).
- Преследование Его учеников (Иоанна 15:20, Матфея 10:22).
- Распространение Евангельского послания всем народам (Матфея 24:14).
Однако нигде не упоминается кто-либо из Тарса — тем более Павел — получающий власть учить новую или противоречащую доктрину в отношении спасения и послушания.
ИСТИННАЯ ПРОВЕРКА ПИСАНИЙ ПАВЛА
Это не означает, что мы должны отвергнуть Писания Павла или Петра, Иоанна и Иакова. Вместо этого мы должны подходить к их трудам с осторожностью, гарантируя, что любое толкование согласуется с основополагающими Писаниями: Законом и Пророками Ветхого Завета, а также учениями Иисуса в Евангелиях.
Проблема заключается не в самих трудах, а в толкованиях, которые богословы и церковные лидеры наложили на них. Любое толкование учений Павла должно быть подтверждено:
- Ветхим Заветом: Божьим Законом, открытым через Его пророков.
- Четырьмя Евангелиями: Словами и действиями Иисуса, который поддерживал Закон.
Если толкование не соответствует этим критериям, оно не должно быть принято как истина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭТОМУ ЛОЖНОМУ АРГУМЕНТУ
Утверждение о том, что Павел учил об отмене Божьих законов, включая диетические указания, не подтверждается Писанием. Никакие пророчества не предсказывают такое послание, и Сам Иисус поддерживал Закон. Поэтому любое учение, утверждающее обратное, должно быть проверено на основе неизменного Слова Божьего.
Как последователи Мессии, мы призваны стремиться к согласию с тем, что уже было написано и открыто Богом, а не полагаться на толкования, противоречащие Его вечным заповедям.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВИДЫ МЯСА ПО ЗАКОНУ БОЖЬЕМУ
Диетические законы, изложенные в Торе, четко определяют животных, которых Божий народ может есть, и тех, которых следует избегать. Эти инструкции подчеркивают святость, послушание и отделение от практик, которые оскверняют. Ниже представлен подробный список запрещенных видов мяса с указанием ссылок на Писание.
- СУХОПУТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, НЕ ЖУЮЩИЕ ЖВАЧКУ ИЛИ НЕ ИМЕЮЩИЕ РАЗДВОЕННЫХ КОПЫТ
- Животные считаются нечистыми, если у них отсутствует одна или обе из этих характеристик.
- Примеры запрещённых животных:
- Верблюд (гама́ль, גָּמָל) – Жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт (Левит 11:4).
- Даман (шафа́н, שָּׁפָן) – Жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт (Левит 11:5).
- Заяц (арне́вет, אַרְנֶבֶת) – Жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт (Левит 11:6).
- Свинья (хази́р, חֲזִיר) – Имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачку (Левит 11:7).
- ВОДНЫЕ СУЩЕСТВА БЕЗ ПЛАВНИКОВ И ЧЕШУИ
- Только рыбы с плавниками и чешуей разрешены. Существа, у которых нет одной из этих характеристик, считаются нечистыми.
- Примеры запрещённых существ:
- Сом – Не имеет чешуи.
- Ракообразные – Включает креветок, крабов, омаров и моллюсков.
- Угри – Не имеют плавников и чешуи.
- Кальмары и осьминоги – Не имеют плавников и чешуи (Левит 11:9-12).
- ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ, ПАДАЛЬЩИКИ И ДРУГИЕ ЗАПРЕЩЁННЫЕ ПТИЦЫ
- Закон указывает определённых птиц, которых нельзя есть, обычно связанных с хищничеством или поеданием падали.
- Примеры запрещённых птиц:
- Орёл (нэше́р, נֶשֶׁר) (Левит 11:13).
- Гриф (да’а́, דַּאָה) (Левит 11:14).
- Ворон (орэ́в, עֹרֵב) (Левит 11:15).
- Сова, ястреб, баклан и другие (Левит 11:16-19).
- ЛЕТАЮЩИЕ НАСЕКОМЫЕ, ХОДЯЩИЕ НА ЧЕТЫРЁХ НОГАХ
- Летающие насекомые в целом нечисты, за исключением тех, у которых есть суставчатые ноги для прыжков.
- Примеры запрещённых насекомых:
- Мухи, комары и жуки.
- Кузнечики и саранча, однако, разрешены (Левит 11:20-23).
- ЖИВОТНЫЕ, ПОЛЗАЮЩИЕ ПО ЗЕМЛЕ
- Любое существо, передвигающееся на брюхе или имеющее много ног и ползущее по земле, нечисто.
- Примеры запрещённых существ:
- Змеи.
- Ящерицы.
- Мыши и кроты (Левит 11:29-30, 11:41-42).
- МЕРТВЫЕ ИЛИ РАЗЛАГАЮЩИЕСЯ ЖИВОТНЫЕ
- Даже из числа чистых животных любая туша, умершая естественной смертью или растерзанная хищниками, запрещена к употреблению.
- Ссылки: Левит 11:39-40, Исход 22:31.
- СМЕШАННЫЕ ПОРОДЫ
- Хотя это не относится напрямую к питанию, скрещивание видов запрещено, что подразумевает осторожность в практике производства пищи.
- Ссылка: Левит 19:19.
Эти инструкции демонстрируют желание Бога, чтобы Его народ был особенным, почитал Его даже в своих пищевых привычках. Соблюдая эти законы, Его последователи показывают послушание и уважение к святости Его заповедей.