ПРИЛОЖЕНИЕ 4: ВОЛОСЫ И БОРОДА ХРИСТИАНИНА

Это ещё одна заповедь, которая практически не имеет теологического обоснования для того, чтобы её игнорировали или не учили её соблюдать все верующие мужского пола. Мы знаем, что эта заповедь соблюдалась всеми евреями в библейский период без перерыва, потому что даже в изменённой форме, в её деталях, ультраортодоксальные евреи до сих пор продолжают её соблюдать. Нет сомнений в том, что Иисус, а также все Его апостолы и ученики были верными исполнителями всех заповедей, содержащихся в Торе, включая Левит 19:27:

«Не брейте волосы вокруг головы и не сбривайте контур бороды близко к коже.»

Первые христиане начали отходить от исполнения заповеди Левита 19:27, главным образом под влиянием культурных факторов в первые века нашей эры.

ГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ВЛИЯНИЕ

По мере того как христианство распространялось в греко-римском мире, новообращённые приносили с собой свои культурные практики. Как греки, так и римляне имели свои нормы гигиены и внешнего вида, которые включали стрижку волос и бритьё бороды. Эти обычаи оказали влияние на традиции христиан-язычников.

Это должно было стать периодом, когда церковные лидеры проявили бы твёрдость в необходимости оставаться верными учениям пророков и Иисуса, несмотря на культурные ценности и практики. Они не должны были уступать ни в одной из Божьих заповедей. Однако нехватка твёрдости передавалась из поколения в поколение, что привело к появлению народа, слабого и неспособного быть верным Закону Божьему.

Эта слабость сохраняется до наших дней, где мы видим церковь, далёкую от той, которую основал Иисус. Единственная причина, по которой она всё ещё существует, заключается в том, что, как и всегда, Бог сохраняет «семь тысяч, которые не преклонили колени перед Ваалом и не целовали его» (3 Царств 19:18).

ПРАКТИКА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ

В первые века христианской эры практика не стричь волосы и бороду постепенно была оставлена христианами-язычниками, в то время как мессианские евреи (евреи, которые приняли Иисуса как Мессию) продолжали соблюдать все заповеди, содержащиеся в Торе, до тех пор, пока разделение между иудаизмом и христианством не стало более явным.

В последующие века, особенно после легализации христианства в Римской империи с Миланским эдиктом 313 года, римские культурные практики стали ещё более распространёнными среди христиан.

Другими словами, первые христиане начали игнорировать заповедь из Левита 19:27 из-за сочетания культурного влияния греко-римского мира и светской интерпретации Писания, отличной от той, которой учил Иисус.

Это изменение отражало адаптацию христианства к преобладающему светскому культурному контексту, одновременно пытаясь сохранить связь с первыми христианами, которые оставались верными всем Божьим заповедям, как и Иисус:

«Не думайте, что Я пришёл отменить Закон или пророков; не отменить пришёл Я, но исполнить.» (Матфея 5:17).

ИИСУС, БОРОДА И ВОЛОСЫ

Иисус Христос своей жизнью показал нам пример того, как должен жить каждый, кто стремится к вечной жизни. Он продемонстрировал важность соблюдения всех заповедей Отца, включая заповедь о волосах и бороде сынов Божьих. Важность Его примера проявляется в двух ключевых аспектах: для Его собственного времени и для будущих поколений учеников.

Для Его времени пример Иисуса в соблюдении Торы помогал разрушать многие раввинские учения, которые преобладали среди евреев. Эти учения внешне казались ультра-верными Торе, но на деле во многом представляли собой человеческие традиции, направленные на то, чтобы держать народ «в рабстве» этих традиций.

В пророчествах Исайи об Иисусе упоминается одна из пыток, которые Он перенёс, — когда у Него вырывали и выдёргивали бороду:

«Я подставлял спину тем, кто бил Меня, и щеки тем, кто выдёргивал Моё лицо; Я не скрывал лица от насмешек и плевков.» (Исайя 50:6).

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛНЯТЬ ЭТУ ВЕЧНУЮ ЗАПОВЕДЬ

Длина волос и бороды

Мужчина должен поддерживать длину волос и бороды такой, чтобы было очевидно, что у него есть и то, и другое, даже если смотреть издалека. Волосы и борода не должны быть ни слишком длинными, ни слишком короткими, но главное, чтобы они не были слишком короткими.

Изображение двух мужчин бок о бок, демонстрирующее правильный и неправильный способ ухода за бородой и волосами для христиан и евреев в соответствии с заповедью Бога, как описано в Левите 19:27.

Не сбривать природные контуры

Волосы и борода не должны быть сбриты по своему природному контуру. Это ключевое слово заповеди: פאה (пеа), которое означает «контур, край, граница, угол». Это относится не к длине каждого волоса, а именно к природному контуру волос и бороды. Например, это же слово используется в отношении поля:

«Когда будете жать урожай с вашей земли, не срезайте урожай до самых [פאה] краёв вашего поля и не собирайте упавшие колосья вашего урожая.» (Левит 19:9).

Эти моменты являются важными для правильного соблюдения заповеди, чтобы мужчины следовали божественному наставлению о волосах и бороде с полной верностью.

Недействительные аргументы против соблюдения этой заповеди Божьей

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО: Обязаны соблюдать только те, кто хочет иметь бороду.

Некоторые мужчины, включая мессианских лидеров, утверждают, что им не нужно соблюдать эту заповедь, потому что они полностью сбривают бороду. Согласно их нелогичному пониманию, заповедь применима только в том случае, если человек решит «иметь бороду». То есть, только если мужчина захочет носить бороду (или волосы), ему нужно будет следовать указаниям Бога. Этот удобный для них вывод не подтверждается священным текстом.

В Писании нет условного «если» или «в случае», есть только чёткие указания о том, как должны поддерживаться волосы и борода. Если следовать этой логике, человек мог бы уклоняться и от других заповедей, например:

  • О Субботе: «Мне не нужно соблюдать седьмой день, потому что я не соблюдаю ни один день.»
  • О запрете определённых видов мяса: «Мне не нужно беспокоиться о запрете на определённые виды мяса, потому что я никогда не интересуюсь, какое мясо лежит на тарелке.»

Такой подход не убеждает Бога, потому что Господь видит, что человек рассматривает Его законы не как нечто радостное, а как неудобство, которое, по его мнению, было бы лучше, если бы его не существовало.

Это резко контрастирует с отношением псалмопевцев:

«О Господь Бог, научи меня понимать Твои законы, и я всегда буду следовать им. Дай мне разум, чтобы я мог соблюдать Твой закон и исполнять его всем сердцем.» (Псалом 118:33-34, по еврейской нумерации).

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНО: Заповедь о бороде и волосах связана с языческими практиками соседних народов.

В Левите 19:27 заповедь о запрете брить волосы вокруг головы и уничтожении края бороды часто ошибочно интерпретируют как связанную с языческими ритуалами, связанными с умершими. Однако, если мы изучим контекст и еврейскую традицию, становится очевидно, что эта интерпретация не имеет прочной основы в Писании.

В оригинальном тексте на иврите сказано: «לֹא תַקִּפוּ פְּאַת רֹאשְׁכֶם, וְלֹא תַשְׁחִית אֵת פְּאַת זְקָנֶךָ» (ло такифу пеат рошхем, вэло ташхит эт пеат зеканеха), что означает: «Не стригите волосы вокруг головы вашей и не портите край бороды вашей». Слово פאת (пеа) переводится как «край, контур, граница, угол». Эта заповедь — это чёткое указание относительно внешнего вида и не содержит никаких упоминаний о языческих практиках, связанных с умершими, или о других языческих обычаях.

19-я глава книги Левит охватывает широкий спектр законов, связанных с различными аспектами повседневной жизни и морали. Среди них:

  • запрет на употребление крови (ст. 26);
  • соблюдение субботы (ст. 3 и 30);
  • справедливое отношение к иностранцам (ст. 33-34);
  • уважение к старшим (ст. 32);
  • использование честных весов и мер (ст. 35-36);
  • запрет на смешивание различных видов семян (ст. 19);
  • запрет на смешивание шерсти и льна в одежде (ст. 19).

Каждый из этих законов отражает особую заботу Бога о святости и порядке среди народа Израиля. Поэтому важно рассматривать каждую заповедь в её собственном контексте. Нельзя просто утверждать, что заповедь о волосах и бороде (ст. 27) связана с языческими практиками, лишь на основании того, что в стихе 28 упоминаются порезы на теле из-за умерших, а в стихе 26 говорится о гаданиях и волшебстве.

Хотя в Танахе есть отрывки, связывающие бритье волос и бороды с трауром, нигде в Писании не сказано, что человек может брить волосы и бороду до тех пор, пока он не делает это в знак траура. Таким образом, это условие является человеческим дополнением, попыткой создать исключения, которые Бог не включил в Свой Закон.

Такое толкование добавляет положения, которых нет в священном тексте, и демонстрирует стремление искать оправдания для избегания полного послушания. Подход, при котором заповеди изменяются в угоду личным удобствам, вместо того чтобы следовать тому, что было ясно заповедано, противоречит духу покорности воле Бога.

Фактически, упоминания в Писании о запрете брить волосы и бороду для умерших служат предупреждением, что подобные аргументы не могут быть использованы для оправдания нарушения заповеди о волосах и бороде.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ

Несмотря на то, что их понимание некоторых деталей о стрижке волос и бороды может быть ошибочным, ортодоксальные евреи с древних времён всегда воспринимали заповедь из Левита 19:27 отдельно от законов, связанных с языческими практиками. Они сохраняют это разделение, понимая, что запрет отражает принцип святости и отделения, не связанный с трауром или идолопоклонническими ритуалами.

Слова на иврите, используемые в стихе 27, такие как תקפו (такифу), что означает «стричь или брить вокруг», и תשחית (ташхит), что означает «повредить» или «уничтожить», указывают на запрет изменять естественный вид мужчины таким образом, который унижает образ святости, ожидаемый от Божьего народа. Нет никакой прямой связи с языческими практиками, описанными в предыдущих или последующих стихах.

Таким образом, утверждение, что Левит 19:27 связан с языческими ритуалами, является неверным и предвзятым. Этот стих является частью набора заповедей, направляющих поведение и внешний вид народа Израиля, и всегда воспринимался как отдельное повеление, не связанное с обрядами траура или идолопоклонства, упомянутыми в других местах.



Поделитесь этим!